Форум » Рафаэль Сабатини » Морской ястреб » Ответить

Морской ястреб

Эйне: Наверняка, вы читали и этот роман. Мне, помимо основной приключенческой и любовной линии, было интересно отношение главного героя к религии, а точнее его, по сути, атеизм. Ну и, конечно, восточные краски, использованные писателем. И непонравившегося - имя главной героини. По-моему, "Розамунда" - не очень балгозвучное имя для возлюбленной неотразимого корсара. Читать "Ястреба" я взялась после просмотра фильма с Эроллом Флинном (да, романы Сабатини были благодатным материалом для MGM в золотой век Голливуда).

Ответов - 10

Рике: Эйне пишет: было интересно отношение главного героя к религии, а точнее его, по сути, атеизм. Да-да.. с одной стороны, он с легкостью переходит из одной веры в другую и религия для него - "гипотетическая проблема загробной жизни", по словам самого автора. С другой стороны, уже будучи мульманином, мысленно "вознес молитву своему собственному, давно забытому Богу" (цитата по памяти, так что могут быть неточности). Когда я перечитывала этот роман уже в сознательном возрасте, мне бросилось в глаза то, чего я в детстве не замечала. А конкретно, что в ссоре Оливера и сэра Джона правда на стороне последнего, хотя сэр Джон и преследует свои корыстные цели. Но по факту, действия Оливера на море - действительно пираство и грабеж. И, в общем-то, испанский суд приговорил его к галерам за реальные преступления. Оливер очень интересный человек. Он способен и на самые жестокие, и на самые великодушные поступки - в зависимости от того, какая сторона его натуры преобладает. Если у него есть время подумать, он, как правило, способен справиться с жестоким порывом. А когда нужно принимать спонтанное решение, то ярость берет в нем верх над прочими чувствами - потому он, например, и похитил Розамунду. Он сам говорит, что если бы такая мысль пришла к нему в голову заранее, то он успел бы справиться с собой.

Serg: Эйне пишет: было интересно отношение главного героя к религии, а точнее его, по сути, атеизм. Да, религиозные убеждения главного героя сам автор где-то называет "эластичными" :) Наверно, не то чтобы Оливер религиозен, и не то чтобы сознательный атеист - просто к религии он относится пассивно, вообще об этом не задумывается. Рике пишет: Но по факту, действия Оливера на море - действительно пиратство и грабеж. Да... вполне в духе того неспокойного времени. :( И это, скорее всего, потому, что Он способен и на самые жестокие, и на самые великодушные поступки - в зависимости от того, какая сторона его натуры преобладает.

Anna de Montauban: Эйне пишет: И непонравившегося - имя главной героини. По-моему, "Розамунда" - не очень балгозвучное имя для возлюбленной неотразимого корсара. "Розамунда" - "роза мира" :) По-моему, как раз очень подходящее имя, по значению. По звучанию действительно тяжеловато :( Для меня самым интересным были взаимоотношения братьев Тресиллианов - Оливера и Лайонела. Честно - я плакала на сцене примирения умирающего Лайонела с преданным им братом.


Рике: Anna de Montauban пишет: Для меня самым интересным были взаимоотношения братьев Тресиллианов - Оливера и Лайонела. Честно - я плакала на сцене примирения умирающего Лайонела с преданным им братом. Я всю книгу наделялась, что Лайонел окажется способен на признание, и была очень рада, что он все-таки нашел в себе силы открыть истину. Несмотря на предательство по отношению к брату, он мне никогда не казался законченным негодяем. И безоговорочно сочувствовать Оливеру у меня тоже не получается -все-таки, как ни крути, пиратством и разбоем он занимался, так что наказание ему было определено вполне справедливо. В семье у братьев обоюдоострые отношения: деятельный и решительный Оливер опекает брата, но и ограничивает его. Как это бывает, более мягкий характер оказывается в подчинении у более сильного.

Anna de Montauban: Рике пишет: Я всю книгу наделялась, что Лайонел окажется способен на признание, и была очень рада, что он все-таки нашел в себе силы открыть истину. Несмотря на предательство по отношению к брату, он мне никогда не казался законченным негодяем. Мне тоже. Законченный негодяй не сумел бы сознаться в содеянном. В Оливере меня больше всего нервировало не его пиратство (капитан Блад тоже не был ангелом с крыльями), а легкость, с которой он меняет религии. Именно не факт смены, а легкость, с которой он переходит из христианства в ислам.

Рике: Блад хотя бы не по своей воле ушел в пираты, а его миролюбивая натура подчеркивается в первых главах романа. Оливера же никто не вынуждал поступать под начало работорговца Хокинза, это было его сознательное решение, и он на этом неплохо нажился. Посему его негодование на испанцев, их суд и их церковь выглядит, ИМХО, не вполне справедливым (в отличие от негодования того же Блада, который был свидетелем мародерства испанцев в захваченном городе). Anna de Montauban пишет: Именно не факт смены, а легкость, с которой он переходит из христианства в ислам. Да, есть такое. Сам факт я восприняла скорее сочувственно - все-таки для Оливера это был единственный и чудом предоставившийся шанс сохранить свободу и, скорее всего, вообще остаться в живых. А к христианству он вообще проникается ненавистью: "он послал проклятие всем христианам вообще и алому князю церкви в частности". С одной стороны, понятно, что когда человеку тяжело и исключительно гадко, он и весь белый свет может с горя послать в тартарары, и наговорить того, что в другое время не сказал бы. С другой...все же, обвиняя христиан в лицемерии и нарушении Божьих заповедей, он сам, похоже, не задается вопросом " А вел ли я себя иначе?". Но вот (ИМХО, ИМХО и еще раз ИМХО) его попытка оправдать свои морские набеги тем, что они "заслужили одобрение королевы" - тоже изрядная софистика. Но мне кажется, что он меняется на протяжении романа. Вначале для него более важны личные мотивы - даже интерес к освобождению англичан он утратил, узнав о поведении Розамунды (как будто англичане виноваты, что у него личная жизнь разрушилась:))) Саму Розамунду он винит чуть не всех грехах, не попытавшись поставить себя на ее место, и лишь потом понимает, что и впрямь у нее были основания поверить клевете. Лайонела похищает, что тот "искупил свою вину", причем ради этого гонит целый корабль и рискует своими подчиненными. А после, увидев, что натворил, он раскаивается, и это помогает ему изменить себя. Он действительно исправляет многие из своих поступков. И, как мне кажется, где-то в это время у него формируется основной принцип его веры - "Не может быть иного Бога, кроме истинного, а как люди его называют, не имеет значения". То есть, как я поняла эту фразу, главное не внешние атрибуты, а жизнь по заповедям и по моральным нормам, которые примерно одинаковы для порядочных людей любых конфессий.

Инесса Новерадо: Рике Рике пишет: Я всю книгу наделялась, что Лайонел окажется способен на признание, и была очень рада, что он все-таки нашел в себе силы открыть истину. Несмотря на предательство по отношению к брату, он мне никогда не казался законченным негодяем. Я весь роман ждала, что Лайонел повинится перед Розамундой и Оливером. Если бы Тресиллиан-младший сделал это не за считанные минуты до смерти, я бы не считала его негодяем. А так, увы, считаю. ИМХО, Лайонел признался в убийстве Питера Годолфина и прочих грехах, потому что ему уже нечего было терять.

Эглантина: А мне трудно считать негодяем человека, который перед смертью думает только о том, чтобы помириться с братом.

Инесса Новерадо: Эглантина пишет: А мне трудно считать негодяем человека, который перед смертью думает только о том, чтобы помириться с братом. С другой стороны, о чём ещё думать перед смертью? По-моему, желание умереть с чистой совестью вполне логично и никакого особенного героизма Лайонел не проявил. Офф-топ: если честно, я, когда читала "Морского ястреба" в первый раз, долго считала Лайонела хорошим, но оступившимся человеком. Но сцена, где они с Розамундой попадают в плен к Оливеру-Сакр-аль-Бару, расставила все точки над i. Лайонел там до последнего запирается, не делая ни малейшей попытки попросить у брата и Розамунды прощения. Хотя, казалось бы, что мешало? А помните, как он повёл себя, когда случайно проговорился, что убил Питера Годолфина? Все эти рыдания, просьбы сжалиться и лживые попытки объяснить своё поведение великой любовью к Розамунде... Которую он обзывал шлюхой после дуэли с её братом, угу. "Всё из-за этой шлюхи из Малпаса!" (с) Вот не верю я в то, что Лайонел предал брата из-за любви к Розамунде. Цену этой любви Сабатини очень хорошо описал: Лайонел только застонал в ответ. С тех пор как их принесли на борт каракки, он только и делал, что стонал. Если бы состояние Розамунды располагало к размышлениям, она бы поняла, какую слабость и беспомощность проявил он в час испытаний, когда по-настоящему достойный человек непременно постарался бы — пусть безуспешно — поддержать и ободрить её, а не оплакивать собственные невзгоды. Так что не получается у меня считать Лайонела несчастной жертвой обстоятельств. Имхо, он всё-таки сволочь, причём мелкая и бесхарактерная. Умный злодей действовал бы более осмысленно, а оступившийся, но хороший человек раньше бы осознал свою ошибку и попытался если не исправить её, то хоть как-то искупить вину.

Рике: Инесса Новерадо пишет: попытки объяснить своё поведение великой любовью к Розамунде... Которую он обзывал шлюхой после дуэли с её братом, угу. "Всё из-за этой шлюхи из Малпаса!" (с) Не-не, "шлюхой" обозвал не он, а Оливер, и не Розамунду, а, извиняюсь, действительно шлюху.:)) Лайонел был без ума от одной девушки из Малпаса и хотел на ней жениться, а она оказалась скандально известной распутницей. К этой же девице ездил Питер, и ей показалось забавным стравить двух поклонников между собой. Инесса Новерадо пишет: Вот не верю я в то, что Лайонел предал брата из-за любви к Розамунде. К Розамунде он вообще на тот момент был равнодушен, просто всем казалось удобным объединение двух соседних владений, а Лайонел с Розамундой выглядели, ко всему прочему, хорошей парой. Типичный дворянский брак по расчету. Но, надо сказать, я и в любовь Оливера к Розамунде в первых главах книги верю с трудом. Ибо вначале он пытается разорить ее брата, потом ранит ее опекуна, а в итоге похищает ее саму, нимало не заботясь о ее безопасности. Настоящая любовь там приходит уже ближе к финалу, когда Оливер начинает видеть в Розамунде не переходящий приз, а живого страдающего человека. Что касается предательства Лайонела, ИМХО, оно объясняется одним: Лайонел не испытывал к Оливеру глубоких чувств и долгое время ошибочно считал братской любовью то, что следовало бы назвать прохладной благодарностью за милостивые подачки. Не очень приятно быть зависимым от человека, который относится к тебе будто к маленькому глуповатому ребенку. Лайонел переживает массу сомнений. Он боится, что брат разгласит истину или что кто-нибудь из округи сам угадает имя убийцы. Но делиться с Оливером своими страхами не спешит и продолжает тихо вариться в своей паранойе. Почему? Мне кажется, уже по опыту знает - разговоры бесполезны. Оливер в очередной раз бросит что-либо снисходительное в духе "Ваш рассудок совсем помутился" или "Просто верьте мне, я сам все улажу". Фактически Лайонел в двадцать лет остается наивным мнительным ребенком, которому братская гиперопека старательно мешает повзрослеть. А жертвы гиперопеки, как правило, отличаются потребительским отношением к своим... эм-м-м, гиперопекунам.:) Инесса Новерадо пишет: Так что не получается у меня считать Лайонела несчастной жертвой обстоятельств. Имхо, он всё-таки сволочь, причём мелкая и бесхарактерная. Умный злодей действовал бы более осмысленно, а оступившийся, но хороший человек раньше бы осознал свою ошибку Записная сволочь всегда ведет себя как сволочь, а Лайонела клинит только на отношениях с Оливером. В остальном он ничем не провинился. Для местных дворян он был добрым соседом, для Розамунды - заботливым и внимательным другом, да и к девице из Малпаса, судя по всему, относился с порядочностью, которой она не заслуживала. Просто в романе Лайонел раскрывается больше всего через линию Оливера, потому предстает перед читателем с неприглядной стороны. Он сознается, что совершал подлости от зависти к брату. Нехорошо, мягко говоря. Но вот это - обида на превосходство Оливера, который от рождения получил все права - было, похоже, для Лайонела отдельным пунктиком, в котором он сам себе боялся отдать отчет. И мне кажется, вечное ощущение приниженности рядом с братом-героем сыграло тут куда большую роль, чем страх перед разглашением преступления или желание унаследовать имущество Оливера.



полная версия страницы